12109dc1     

Виноградов Анатолий - История Молодого Человека (Шатобриан И Бенжамен Констан)



Анатолий Виноградов
История молодого человека (Шатобриан и Бенжамен Констан)
История молодого человека XIX столетия - это по существу отраженная в
литературе борьба поколений, старшего и младшего; отцов и детей.
В чем заключен основной смысл этой "борьбы"? Говоря об ее смысле,
понятие "борьба" нужно поставить в кавычки, ибо содержимое понятия этого
резко отличается от смысла той борьбы, которую ведет и должен вести
пролетариат, организованный как строго марксистская, революционная партия.
Какими бы красивыми и громкими слонами не украшалась распря отцов и детей
буржуазии - в существе своем это ничто иное, как разногласие
политико-экономического и бытового консерватизма отцов с либерализмом детей.
Отцы удовлетворились тем, что было приобретено ими, удовлетворялись и
привычными формами эксплоатации рабочих и крестьян, - детей не удовлетворял
бытовой консерватизм отцов, не удовлетворяли и старые приемы накопления
капитала. Отцы с трудом и не сразу поняли значение парового судоходства,
железных дорог и вообще роста техники, которая создавалась детьми. Отражение
этого разноречия и консервативной и "либеральной" психики мы найдем в
биографии почти любого ученого эксперименталиста и техника XIX столетия.
Буржуазия либеральна до поры, пока она путем эксплоатации живой рабочей силы
не увеличит свой капитал вдвое, - после этого она хотела бы "почивать на
лаврах". Но дети были моложе отцов и, значит, жаднее их. Жажда жизни в среде
молодых буржуа сводится к расширению удовольствий и к свободе удовольствий.
Эту свободу стеснял быт отцов. Затем: удовольствия требуют больших
физических сил, но даже и при наличии такого условия довольно быстро
вызывают пресыщение. Литераторы XIX столетия изображают детей не очень
сильными людьми. Отцы должно быть слишком много отдавали энергии делу
накопления капитала и это отражалось на детях. О физической слабости
буржуазии достаточно красноречиво говорит тот факт, что, несмотря на все
условия благополучного бытия, в Европе и Америке очень мало таких крупных
фирм, которые не вымирали бы на протяжении трех поколений.
Пресыщение удовольствиями ведет к всевозможным заболеваниям и "духа".
Буржуазия всегда давала и продолжает давать больший процент "душевных
больных", чем пролетариат и крестьянство - это установлено психо-патологами.
Итак: "борьба" отцов и детей - семейное дело, неизбежное противоречие внутри
класса, осужденного историей на вымирание и гибель. Наиболее психически
"тонко" организованные дети всегда более или менее чувствовали эту драму
своего класса.
Такой проблемы "борьбы поколений" не существует для молодежи первого в
мире социалистического государства. В самом деле марксистская теория,
связанная с коммунистической практикой, не представляет себе борьбу "отцов и
детей" вне классового смысла этой борьбы.
М. Горький в своем введении подчеркивает всю поучительность для
советской молодежи показа того, как в литературной история прошлого века
отражалась борьба молодежи, как молодежь разных слоев общества вступала в
эту борьбу, какие преграды встречались на ее пути. В большинстве случаев эта
борьба сводилась к достижениям личного порядка, к желанию сломить
феодальные, кастовые перегородки, сделать карьеру, "выбиться в люди". Когда
мы последовательно ознакомимся с общественно-политическими явлениями
прошлого столетия, необычайно богатого социальными сдвигами, мы увидим, что
буржуазно-классовая молодежь XIX века и не могла выйти за пределы своего
буржуазного круг



Назад